Детский сад №17Суббота, 19.01.2019, 11:52

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
НАШ ДЕТСКИЙ САД

РОДИТЕЛЯМ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи педагогов

Потенциальные возможности метода проектов в литературном развитии дошкольников.

 

 

Потенциальные возможности метода проектов в литературном развитии дошкольников.

      В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит в связи с тем, что сегодня развитие общества протекает с высокой степенью динамичности и интенсивности. Современное дошкольное образование ориентировано на становление ребенка как субъекта детских видов деятельности, на развитие у него субъектных качеств и свойств, субъектной позиции (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.), поэтому на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания.

     Метод проектов - интегрированный метод и является для дошкольников инновационным. Использование разных методов и способов организации проектной деятельности помогут детям освоить умения создавать в игре, театрализации целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие. Метод проектов предполагает интеграцию разных видов деятельности. При этом, ребёнку даётся возможность добывать, синтезировать полученные знания самостоятельно. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Метод проектов требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к самоанализу, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию, творчество, т.е. развиваются субъектные проявления. Дети учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, умения устанавливать причинно - следственные связи.

     Метод проектов актуален в литературном развитии. Как отмечают большинство исследователей, одно из достоинств проектирования заключается в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Литературное развитие через метод проектов позволяет взаимодействовать с другими учреждениями, такими как театры, центральной детской библиотекой. Они создают у ребенка целостное представление об окружающем мире, развивают познавательную мотивацию, помогают осваивать общечеловеческие ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки, воспитателей дошкольного учреждения, родителей воспитанников и самих детей позволят добиться полноценной реализации метода проекта в литературном развитии дошкольников.

     При организации проектной деятельности в процессе приобщения к литературному развитию дошкольников есть преимущества: дети в ходе собственной разнообразной поисковой деятельности смогут добыть информацию о разных литературных жанрах, авторах произведений, стилевых особенностях языка и т.п., в таком методе, полученные представления будут представлены в разных связях, что обеспечивает их обобщенность.

     В литературе можно встретить массу классификаций проектов по различным основаниям (Е.С. Полат, У.Х.Килпатрик, А.П. Парамонов, В.И.Воропаев, Н.В. Матяш, И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская, А.Стивенсон, Е.Когаров и др.). Опишем более подробно классификацию предложенную Е.С. Полат. Она характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью. Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

     По доминирующему методу: исследовательские (требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования), информационные (предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска), творческие (предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта), игровые (приключенческие) (структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы), практико-ориентированные (предполагают четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них).

     По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности и т.д.

     По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

     По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

     По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

     По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

     Наибольшую популярность в детском саду получили межпредметные (смешанные типы проектов), практика - ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности. По количеству участников, чаще используются групповые проекты, в ходе подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности. Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие - интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

     Результатом работы в дошкольном учреждении для дошкольников могут быть выставка рисунков, поделка, аппликация, альбом, книга-самоделка, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль и т.д.

     Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, открывает новое в уже знакомых ситуациях, наполняя жизнь богатым содержанием, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

     Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует т осваивает роль партнера; в старшем - переходит к сотрудничеству. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Работа педагога с группой детей - это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.  

Категория: Статьи педагогов | Добавил: Россия (09.06.2014)
Просмотров: 245 | Теги: метод проектов, литературное развитие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz